Кировские "пеликаны"

Кировские "пеликаны"

пятница, 10 апреля 2015 г.

"Учительская газета" вновь с нами.

Клуб «Учитель года Кировской области» вспоминает свою историю в год 25-летия областного педагогического состязания

Дмитрий Скурихин
Правление клуба Учитель года Кировской области
Конкурс «Учитель года» родился в Кировской области благодаря подвижничеству наших замечательных заслуженных учителей РФ - Галины Михайловны Шульминой и Ольги Васильевны Карачаровой. А начало клубному движению положила Ольга Васильевна. Еще до начала существования общественной организации участников конкурса «Учитель года Кировской области» Ольга Карачарова выезжала в различные регионы для обмена опытом.
Затем Ольга Васильевна начала целенаправленно  работать с  наиболее активными учителями, привлекая их к «педагогическим экспрессам» или «десантам», в разных регионах поездки, цель которых - обмен опытом и общение педагогов – называются по-разному, но суть у этих акций одна.
Осень 2006 года. Я помню как мы, вятские «пеликаны», отправились в первую экспедицию в Московскую область. Это был знаменательный год, поскольку именно тогда был дан старт приоритетным национальным проектам, а завершение Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006» было запланировано в Государственном Кремлевском Дворце. Мы даже не мечтали попасть на это мероприятие, но наши коллеги, учителя года Подмосковья, раздобыли для нас пригласительные билеты, и вот уже наша делегация в Кремле.
В том году участником всероссийского финала от Кировской области была Ирина Леонидовна Лубнина, учитель русского языка и литературы кировской школы №16, она встретила нас в Александровском саду, под стенами Кремля. Никогда не забуду это огромное собрание и сияющие глаза приглашенных. Ирина Леонидовна знакомила нас с коллегами из разных территорий, рассказывала о конкурсных перипетиях, шутила. Потом был торжественный вечер и награждение победителей, именно в тот момент я осознал, что причастен к великому и важнейшему для всей страны делу – делу обучения и воспитания подрастающих поколений граждан. После концерта нас ждал комфортабельный автобус, на котором мы отправились в камерный театр города Лобня. Там нас встретили представители Министерства образования Московской области, и началось живое, интереснейшее общение. На следующий день были запланированы мастер-классы, кроме меня их проводили И.Л.Лубнина, О.М.Урванцева, Н.Н.Бояринцева. Мы многое узнали о конкурсном движении Подмосковья, познакомились с сайтом клуба, и именно в тот момент у нас зародилась мысль о создании чего-то подобного на кировской земле. Забавно, но именно в этот вечер я отмечал свой день рождения и организаторы, узнав об этом,  приготовили сладкий приз.
Через год мы вновь были в Подмосковье. На этот раз мы ехали с серьезным материалом, в составе делегации был Юрий Борисович Кощеев из поселка Восточный Омутнинского района. Он презентовал подмосковным коллегам свои изобретения для эффективного проведения уроков физической культуры. Аппарат для замера количества и качества отжиманий встретил живую реакцию участников – студентов физкультурного отделения местного педагогического колледжа. Наталья Валерьевна Широкова, учитель истории из Вятских Полян, давала мастер-класс, а Светлана Михайловна Иванова из кировской школы №52 показала урок для начальной школы. Я же был нацелен на общение с учителями из города Электросталь. Дело в том, что в ту пору я работал в Вятской гуманитарной гимназии и разрабатывал авторский курс инженерной графики на основе отечественной графической компьютерной программы, ведь исчезновение черчения из учебного плана негативно сказалось на выпускниках, избравших технические вузы для продолжения образования. Я очень волновался перед презентацией своей программы – оценят ли коллеги? Но прошло все довольно гладко, ученики для открытого урока подобрались покладистые и дисциплинированные, материал они восприняли достаточно легко. Потом были бурные обсуждения, но главный итог состоял в том, что мою программу приняли на вооружение – я отдал ее всем желающим на электронных носителях. Это было настоящее профессиональное действо, не подкрепленное административным ресурсом – мы говорили на одном языке, языке профессионалов, которым не безразлично качество проделываемой работы. В этом отношении педагогическая экспедиция прошла более чем удачно.
Потом был 2008 год, и большое, если не сказать грандиозное, мероприятие – творческая встреча руководителей региональных учительских клубов в Ульяновской области. Душой компании и заводилой всех клубных дел была Екатерина Уба, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006», с 2010 года - министр образования Ульяновской области. Пансионат на берегу Волги был великолепен, и действо знаменовалось тем, что кроме учителей года в нем принимали участие победители ПНПО. Стоит отметить, что мастер-классы «пеликанов» выглядели несколько живее и энергичнее. Например, когда я показывал технологические опыты, отбоя от желающих принять в них участие просто не было. Одним из участников-волонтеров оказался Сергей Карсканов – будущий заместитель Министра образования Свердловской области. Эти примеры я привожу лишь для того, чтобы отразить потенциал конкурсантов – границ вертикального и горизонтального профессионального роста они практически не имеют.  Следует добавить, что фестивали учительских клубов на Ульяновской земле проводятся ежегодно, и приглашения наша организация получает с завидным постоянством.
Немного отступив от темы, я могу уже с позиций современного директора школы совершенно определенно сказать: для повышения педагогического потенциала участвовать в конкурсе «Учитель года» следовало бы всем работающим в школе практикам. Лучшей методической школы я вообще не представляю. И дело тут совсем не в победах или лаврах. Учитель получает колоссальный психологический тренинг, который впоследствии не позволяет снижать планку требовательности к себе. Однако переубедить в этом вопросе большие массы учительства достаточно затруднительно, а административно-командные методы в этой ситуации неприемлемы. Поэтому в конкурсном движении существует своеобразный мощный фильтр – эго человека, а вот его оттачивать можно всю жизнь, в том числе и посредством выездов в педагогические экспедиции.
Педагогический экспресс в Санчурске
Постепенно от путешествий в дальние края наш взор начал перемещаться на родную Кировскую область. Мы поняли, что настало время делиться полученными знаниями и поехали по приглашениям – в Омутнинск, Советск, Санчурск. В Советске был проведен единственный в истории выездной слет нашей организации. Он состоялся благодаря усилиям первого председателя нашей организации Вадима Германовича Огородова и доброй воле ректора Института повышения квалификации, кандидата педагогических наук Галины Анатольевны Русских. Это были незабываемые мгновения – после торжественной части и выступлений участников мы выбрались на берег реки Немды и стали настоящими туристами. Красоты тех мест, уха с дымком и веселые конкурсы дали годовой заряд бодрости всем участникам слета. К этому моменту оформилось ядро самых активных пеликанов, которое по сей день участвует во множестве проектов и выездных мероприятий – Елена Николаевна Печенкина, математик из гимназии №1 города Кирово-Чепецка, Вера Владимировна Бушкова, учитель английского языка из города Слободского, Александр Владимирович Шибанов, историк из чепецкой гимназии №2, и, конечно же, Ирина Леонидовна Лубнина.
Отдельной строкой следует рассказать про путешествия в Республику Коми и Республику Саха (Якутия). Организатором этих поездок выступил Александр Шибанов, он в 2012 году вошел в состав пятнадцати лауреатов всероссийского конкурса, который проводился в городе Липецке.
Итак, Республика Коми, поселок Ижма. Трудно  описать словами ту особую атмосферу, которая царит в сопредельной с нами республике. Лично мне все три дня показались сплошным праздником. В первый день спортивным. У меня создалось такое впечатление, что все село встало на лыжи. Охотники соревновались в метании копья и стрельбе из лука, школьники носились на беговых лыжах, фольклорные коллективы распевали национальные песни. На следующий день был праздник педагогический: Александр Владимирович Шибанов совместно с учителем физики местной школы Георгием Фридриховичем Кузнецовым провели двухчасовой интегрированный урок физики и истории, посвященный освоению космоса в СССР, а я - семинарское занятие с руководителями образовательных организаций по материалам конкурса «Директор школы», в финале которого победил годом ранее. Третий день был праздником труда.
Затем была летняя Республика Саха (Якутия). Туда мы отправились снова вдвоем. У нас было время оценить масштабы нашей страны: перелет из Москвы в Якутск длился шесть с половиной часов, при этом вылетели мы  около одиннадцати часов вечера, но проделывая по 900 километров каждый час, мы летели навстречу солнцу и, учитывая разницу во времени, приземлились в полдень следующего дня. Это было физическое испытание -  солнце в эту пору над Якутском не садилось, и отдохнуть даже в отдельной комнате не удавалось, но мы не унывали. Собственно прилетели мы не отдыхать, а работать. В первые два дня мы участвовали в работе международного форума, который проходил на базе Северо-Восточного федерального университета, и не без успеха. В конкурсе педагогических проектов мы с Александром Владимировичем заняли III призовое место и получили заслуженный подарок – ноутбук. Затем мы отправились в автомобильное путешествие в село Верхневилюйск, а это без малого 700 километров. Говорить о красотах природы или особенностях переезда малых рек бессмысленно – это нужно  испытать лично. По дороге мы остановились в селе Бердегистях, где провели мастер-классы для всего местного улуса (района), осмотрели местный музей и вновь отправились в дорогу. В гимназию Верхневилюйска мы прибыли около 5 часов утра (около 23.00 по Кировскому времени), а в 8.00 нас уже ждали мастер-классы и лекции. Было сложно, но мы, напившись бырпаха (лошадиного кефира), бросились в бой. День тянулся бесконечно, но мы не унывали. Вечером  организаторы – Юрий Кынатов и Олег Егоров - приготовили для нас выезд на рыбалку к реке Вилюй. Насколько же огромны реки в Якутии! Запутавшийся на песчаном острове посредине Вилюя «уазик» казался с берега букашкой. Какая мощь, какое великолепие и простор! Через сутки мы начали собираться в дорогу. Организаторы повели нас на встречу с шаманом, а потом одарили настоящими якутскими ножами и бриллиантами и отпустили восвояси. Мы пробовали индигирку (салат с чиром - рыбой) и сырое лошадиное мясо, Это была не просто педагогическая экспедиция, это было счастье, которое невозможно повторить. Это была экзотика нашей страны.
Кировские учителя в Кремле, 2014 год
Но время не стоит на месте, пролетела очередная пара лет и вместе с изменениями в конкурсных программах да и во всем современном образовании педагогические экспрессы начали планомерное движение в глубинку Кировской области. На этот раз вдохновителем выступила Раиса Александровна Прилукова, именно с ее подачи мы поехали в отдаленные районы с мастер-классами и лекциями. Мы посетили Омутнинск,  Богородск, Уржум, Даровской, и везде нас встречали с распростертыми объятьями. К нашей пеликаньей стае добавился новый мастер – учитель немецкого языка из Слободского Елена  Быкова. Сейчас она работает с большой отдачей – ведь за ее плечами всероссийский конкурс и уверенные выступления в Подольске, Самаре. Как приятно сознавать, что в обычной повседневной жизни мы находим новые таланты и благодаря конкурсному движению шлифуем их. Конечно, это не предел в работе, и мы постараемся добраться до самых удаленных уголков, недаром учителем года Кировской области-2014 впервые за многие годы стала сельская учительница математики Ольга Рычкова из поселка Кобра Нагорского района. Для нее все конкурсные испытания и победы еще впереди, а мы рады приветствовать юбилейного 25-го победителя областного конкурса «Учитель года Кировской области».
Дмитрий Скурихин, директор Центра образования имени Алексея Некрасова города Кирово-Чепецка Кировской области, председатель клуба «Учитель года Кировской области»

Оригинал статьи: http://www.ug.ru/toy_news/266

Комментариев нет:

Отправить комментарий